|
Ни для уже кого не секрет что трудовая миграция из стран СНГ
в Москве и Московской области играет
одну из существенных ролей в развитии экономических и социальных отношений в
обществе. Стремительно развивающийся средний класс московского региона охотно
использует мигрантов практически во всех
областях производства, благоустройства, строительства, общественного питания, сферы
услуг и прочего интеллектуального и физического труда. Рынок трудовой миграции
в России, его спрос и предложение,
формируется теми же путями как и во всем остальном мире. Чем выше
уровень жизни в стране, тем более высока
потребность общества к реализации своих идей с помощью не дорогих
рабочих рук и умов из-за границы. Делаем соответствующие выводы, иностранные
работники это не временное явление, это надолго. Исходя из изложенной модели
можно также сделать вывод что все идет
по плану, что пользуясь трудом иностранных рабочих мы достигнем, догоним и
перегоним. Конечно, все не так хорошо как хотелось бы…
Не затрагивая проблем ксенофобии, расизма и этнической преступности, ибо эти
политические вопросы находятся в ведении
государства и общества, обсудим конкретные аспекты взаимоотношений иностранного работника и российского
работодателя.
По данным Международной организации труда (МОТ) только менее
25% трудовых мигрантов имеют официальное разрешение на работу и еще меньшее
количество иностранцев заключивших трудовое соглашение с работодателем. Более
половины работают сверхурочно без какой-либо компенсации, более трети
иностранных работников испытывают задержки заработной платы, четверть из числа
иностранных рабочих вообще не получает обещанной за свой труд оплаты.
К сожалению, не редки так же и случаи эксплуатации и
похищения людей. Только 31% из опрошенных иностранных рабочих признались что
могут свободно уйти от своего работодателя на другое место работы, более 30%
лишены или ограничены в свободе передвижения, 13% подвергаются систематическому
физическому насилию. Это не шутки про Джамшута и Равшана из сериала «Наша Раша»
над которыми привыкли смеяться россияне, это уродливое и ужасное явление в
обществе. Замечали ли вы, проходя мимо огромного количества московских и
подмосковных строек, сколько строителей работают там в касках? При таком
пренебрежительном отношении к охране
труда и в стремлении к сверхприбылям никто не ведет статистики смертности и
болезней.
Любой, даже не обладающий достаточным жизненным опытом, но
здравомыслящий человек подтвердит, что невозможно построить цивилизованное
общество способами отличными от
цивилизованных.
С 2004 государством была введена практика оформления
разрешений на работу для иностранных граждан приезжающих на временные заработки
в РФ, в том числе как регулирующая мера взаимоотношений между работодателем,
иностранным работником и обществом. Тем самым была усилена степень ответственности работодателя. Работодателям
использующим труд нелегальных мигрантов сейчас грозит штраф от 250 до 800 тысяч
рублей за каждого иностранца, а деятельность ответственной организации может
быть приостановлена на 3 месяца. Не редко возникает и такая ситуация, когда к
работодателю экономившему на всем, неожиданно
пробиваются сотрудники ФМС в малиновых жилетах и ОМОН в масках, и пишут
протоколы, и тут уже не может ничем помочь ни участковый, ни местное ОВД.
Значительно осложнило жизнь работодателям и введение
квотирования на иностранную рабочую силу. По сегодняшнему положению иностранец
приехавший в РФ с целью трудоустройства не может самостоятельно обратиться в
органы ФМС с ходатайством о получении им разрешения на работу, за него это должен
делать потенциальный работодатель. Не будем судить, плоха или хороша эта мера,
и насколько она вообще была вынуждена.
Можем только отдельно отметить, что количество выданной квоты может
отличаться от количества запрошенной в
меньшую сторону, или же в ней может быть отказано вообще. Так же, иностранный
работник должен пройти медицинскую комиссию, результат которой «Справка о состоянии
здоровья иностранного гражданина» и тест на ВИЧ должны быть предъявлены в орган
УФМС выдавший разрешение на работу в течение не более 30 дней с момента выдачи
разрешения. Далее, необходимо заключить с работником трудовое соглашение и в
трехдневный срок уведомить свой территориальный орган УФМС от приеме на работу
иностранного гражданина, заполнив соответствующий бланк уведомления. Бланки сдаются
представителем организации лично.
Работодатель так же в праве принять на работу иностранного
гражданина имеющего разрешение на работу. В таких ситуациях часто возникает
вопрос, легальна ли эта карточка, есть ли она в базе данных ФМС? Ответ на него все так же прост, лично идете в
ближайший орган Федеральной миграционной службы и проверяете. Очень многих
сбивает с толку некий онлайн сервис на сайте ФМС отвечающий на все запросы
«такого документа в базе не обнаружено». Не волнуйтесь, этот сервис не
работает, с таким же «успехом» он не найдет в своей базе и номера вашего
паспорта.
К великому сожалению, не все хорошие идеи и начинания
действительно работают. Более 70% штрафов за отсутствие уведомления о прибытии
и разрешения на работу выплачиваются иностранцами не официально. Размер
официального штрафа за отсутствие регистрации и разрешения на работу
взыскиваемый с иностранца пойманного так сказать в «чистом поле» составляет от
2,5 до 5 тысяч рублей.
Безусловно, стоит задуматься как работодателю, так и трудовому
мигранту о необходимости своевременного оформления требуемых российским
миграционным законодательством документов. Дабы не навлечь на себя гнев властей
и огромные штрафы в одном случае, и депортацию
и запрет въезда на территорию РФ сроком
до 5 лет, в другом.
В любом случае, мы охотно ответим на все интересующие вас
вопросы связанные с процессом оформления разрешений на работу в Москве или
Московской области.
|